В настоящее время молодежь в Казахстане составляет 29% населения, доля сельской молодежи при этом составляет 48% от общей численности молодёжи.
Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти в рамках государственных, отраслевых и региональных программ при участии молодежных общественных организаций.
В рамках реализации отраслевой и регинальных программ молодежной политики созданы условия для активного вовлечения молодых граждан в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь страны, внедрены приниципиально новые формы работы с молодежью.
В каждом регионе действуют Штабы молодежных и студенческих трудовых отрядов, которые ежегодно обеспечивают сезонное трудоустройство более 30 тысяч учащейся молодежи, в том числе при организации озеленения и благоустройства территорий по программе «Жасыл ел».
В 2 раза увеличилось количество молодежных организаций и составило более 720 в 2008 году. Доля молодежи, принимающей участие в их деятельности, составляет 22% от общей численности.
В общественно-политических процессах активно принимает участие более 70% студенческой молодежи. Организованная молодежь консолидирована под эгидой единых общественных организаций и движений, отстаивающих интересы молодежи.
Ежегодно проводятся республиканские и региональные мероприятия для молодежи: Конгрессы молодежи, Общереспубликанские форумы, сборы армейского актива, слеты лидеров студенческой молодежи, массовые патриотические акции, конференции, конкурсы, игры, круглые столы и др.
В реализацию данных программ в основном была вовлечена организованная часть молодежи, в их числе учащиеся, студенты, активисты и целевые группы молодежных неправительственных организаций.
Для своевременного выявления и оценки влияния современных вызовов, тенденций, предпосылок развития ситуации в молодежной среде необходима объективная информационно-аналитическая база, позволяющая осуществить социально-экономическую стратификацию молодежи.
Был проведен ряд тематических социологических и экспертных обследований и наблюдений. При этом государственными органами не была обеспечена их системная интеграция, в связи с чем не осуществлялось комплексное наблюдение динамики социально-демографических и экономических показателей жизнедеятельности отдельных социально защищаемых категорий молодежи, в том числе молодых людей, находящихся за чертой бедности, в трудных жизненных ситуациях, в местах лишения свободы и других страт.
В рамках реализации Государственной программы патриотического воспитания граждан на 2006-2008 годы на республиканском и региональном уровнях создана система патриотического воспитания. За период реализации программы проведено более 800 патриотических мероприятий.
Существующая система патриотического и гражданского воспитания требует своего дальнейшего развития и модернизации. В учреждениях дополнительного образования, молодежных организациях, патриотических и дворовых клубах имеется дефицит специалистов, способных эффективно организовать патриотическое воспитание детей и молодежи, недостаточно информационно-методических пособий по вопросам формирования гражданской ответственности и патриотизма, военно-патриотического воспитания.
Анализ процессов, происходящих в молодежной среде, показал, что наряду с заметными изменениями в уровне развития современной молодежи приходится констатировать общее снижение культурных запросов, образовательного уровня, наблюдается кризис идеалов и утрата духовных ориентиров. Недостаточно эффективная организация воспитательной работы в системах образования, обороны, внутренних дел, туризма и спорта способствует изменению ценностных ориентаций подрастающего поколения, развитию обособленных поведенческих форм в социуме.
Вследствие чего по данным социологических опросов, отмечается недостаточное в сравнении с международными трендами развитие правовой и поведенческой культуры молодежи, функциональной грамотности и возможности применения приобретаемых навыков и умений.
Особую актуальность в свете противодействия внешним вызовам приобретает эффективная организация воспитательной работы среди молодых военнослужащих, работников силовых структур, студентов, обучающихся за рубежом.
Социальная, жилищная, языковая и межэтническая политика, реформы в системах образования, здравоохранения, трудоустройства молодежи реализуются в рамках соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, а также стратегических планов государственных органов.
В целях создания социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала в июне 2004 года принят Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». Анализ реализации Закона свидетельствует о его декларативности и наличии большой доли бланкетных норм, ввиду чего сегодня Закон не исполняет свои функции.
К числу программ, предусматривающих комплекс мер, направленных на молодежь относятся программы молодежной политики, патриотического воспитания граждан, развития образования, развития физической культуры и спорта, функционирования и развития языков, жилищного строительства, «Здоровый образ жизни» и другие.
|